музыкальный словарь
Музыкальные статьи по алфавиту

ВАГНЕР

     Генрих Матусович (р. 1922) - советский композитор. Засл. деят. искусств БССР (1963). Нар. арт. БССР (1988). В 1963-73 ответств. секр. правления СК БССР. Среди соч.: опера "Тропою жизни" (1980), первая белорус. телеопера "Утро" (1967); балеты "Подставная невеста" (1958), "Свет и тени" (1963), "После бала" (1971, все - Минск); вок.-симф. поэмы "Вечно живые" (1959), "Героям Бреста" (1975); 3 симф. (1954; 1970, для кам. орк.; 1972); концерты с орк. - для фп. (1964, 1977, 1981), для влч. (1975), для кл. (1982), для скр. (1985), для цимбал с орк. нар. инстр. (1985); кам.-инстр. ансамбли, хоры, романсы, песни, музыка к к.-ф. С 1962 преподаёт на кафедре муз. воспитания в Минском пед. институте (с 1988 проф.). Пр. Ленинского комсомола БССР (1976).

     (Wagner) Зигфрид (1869-1930) - немецкий композитор, дирижёр, режиссёр. Сын Р. Вагнера и Козины Лист (дочери Ф. Листа). Ученик Э. Хумпердинка (композиция). Участвовал в Байрейтских фестивалях как дирижёр и режиссёр, в 1909-30 как руководитель. Гастролировал как дирижёр (в т. ч. в России). Среди соч.: оперы ("Кобольд", 1904, Гамбург); симф. поэмы; инстр. концерты; кам. произв.; хоры. Автор воспоминаний ("Erinnerungen", Stuttg., 1923).

     (Wagner) Петер Йозеф (1865-1931) - немецкий музыковед. Чл. Швед. корол. академии музыки в Стокгольме, Нем. академии в Мюнхене. С 1893 преподавал историю музыки в Фрибурском университете (Швейцария, с 1902 проф., в 1920-21 ректор), при котором в 1901 основал Григорианскую академию (по изучению хорала). В. - крупнейший специалист в области церк. ср.-век. музыки (в т. ч. испан.). През. Междунар. общества музыковедения (1927).

     (Wagner) Рихард (1813-83) - немецкий композитор, дирижёр, драматург, муз. писатель. Воспитывался в артистич. семье, с ранних лет увлекался театром. В 1834-39 капельмейстер в оперных театрах Магдебурга, Кенигсберга, Риги. В 1839-42 жил в Париже, где познакомился с Г. Берлиозом, Ф. Листом и Дж. Мейербером. В 1843 дирижёр Придв. оперы в Дрездене. За участие в Дрезденском восстании 1849 объявлен гос. преступником. В период "швейц. изгнания" (1849-58) написаны осн. лит. трактаты. В 1859-63 В. совершил ряд конц. турне по Европе (Великобритания, Франция, Германия, Россия). В 1864 жил в Мюнхене, где пользовался покровительством баварского короля Людвига II. С 1865 - вновь в Швейцарии, в 1872-82 -в Байрейте. Здесь по его инициативе был построен Байрейтскип театр, в котором в 1876 полностью пост. "Кольцо нибелунга", в 1882 - опера "Парсифаль". Формирование мировоззрения В. проходило под воздействием общественно-политич. событий 1830-40-х гг. Написанные в 1840-41 оперы "Летучий голландец" и "Риенци" свидетельствуют об увлечении В. романтич. оперой. В операх "Тангейэер" (1845) и "Лоэнгрин" (1848) романтич. темы и образы (их концепция близка "Эврианте" Вебера) приобрели более обобщённо-этич. звучание. Одноврем. эти оперы стали этапом в движении В. к задуманной им оперной реформе. В. сам создаёт тексты своих опер, выявляет динамич. и драматургия, возможности лейтмотивного принципа и насыщает муз. ткань гибкими и сложными тематич. преобразованиями, симфонизируя оперу. В лит. трактатах "Иск-во и революция" (1849), "Худ. произведение будущего" (1850), "Опера и драма", "Обращение к моим друзьям" (1851) В. сформулировал осн. теоретич. положения своего оперного творчества: необходимость создания универсального художеств. произв., призванного нравственно воздействовать на массовую аудиторию; признание за муз. драмой возможности достижения такого универсализма путём синтеза искусств (пластич., изобразит., поэтич. и музыкального); потребность муз. драмы а обобщённом, оперирующем вечными философско-эстетич. категориями сюжете, основой которого, по мнению В., мог стать только миф. Свои муз.-сценич. произв. В. называл "торжественными сценич. представлениями" (Buhnenfestspiele). Новаторская муз. эстетика В. нашла выражение в грандиозном замысле тетралогии "Кольцо нибелунга". Однако работа над ней была прервана. Став свидетелем кризиса революц. движения, В. отошёл от персонам, замысла, увлёкся философией А. Шопенгауэра, повлиявшей на концепцию следующей его оперы "Тристан и Изольда" (1859). Это произв. символизировало рождение позднеромантич. стиля, для которого характерны повышенная экспрессия выражения, хроматизированная гармония. В "Тристане и Изольде" В. пришёл к новому типу мелодики ("бесконечная мелодия"), прообраз которой - в 5 стихотворениях на текст М. Везендонк (1858). Одновременно в "Тристане и Изольде" были продолжены поиски, начатые в работе над ранними операми: следуя по пути симфонизации оперы, композитор создал гигантскую, проникнутую динамикой сквозного развития "вок.-симф. поэму", не имеющую аналогов в истории оперы. В опере "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1867) В. обратился к конкретно-историч. сюжету, нац. колориту, красочному показу быта, к обычаям ср.-век. ремесленников, чем вызвано обилие в ней хор. сцен и завершённых жанровых эпизодов, использование нар.-песенных элементов. В 1876 была окончательно завершена работа над "Кольцом нибелунга" - циклом из 4 опер: "Золото Рейна" (1854), "Валькирия" (1856), "Зигфрид" (1871), "Гибель богов" (1874). В разработанной им на основе сканд. и герм. эпоса мифология, концепции В. стремился к воссозданию максимально обобщённой мифологизированной картины мира. В тетралогии осуществлён синтез философско-поэтич. и муз. начал, который находит выражение в чёткой и разветвлённой системе лейтмотивов, последоват. развитии образов, разработанной драматургии тембров, новом вок.-симф. типе муз. мышления. Последняя опера В. - "Парсифаль" (1882) - произв. мистиц., религиозно-христ. по своей тематике, названа композитором "торжественной сценич. мистерией". Творчество В., одного из крупнейших оперных композиторов 19 в., оказало сильное влияние на композиторов последующего поколения - А. Брукнера, X. Вольфа, Г. Малера, Р. Штрауса, составило эпоху в муз.-театр. искусстве. Оно оказало мощное влияние на дальнейшее развитие европ. музыки в целом. Оперы - Запрет любви, или Послушница из Палермо (1836, Магдебург), Риенци (1842), Летучий голландец (1843), Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге (1845, все - Дрезден), Лоэнгрин (1850, Веймар), Тристан и Изольда (1865), Нюрнбергские мейстерзингеры (1868; обе - Мюнхен), Кольцо нибелунга, тетралогия (1876, Байрейт); Золото Рейна (1869), Валькирия (1870, обе - Мюнхен), Зигфрид, Гибель богов (обе - 1876, Байрейт); Парсифаль (1882, Байрейт); для орк. - симфонии, увертюры, марши; произв. для фп.; вок. соч., в т. ч. 5 стихотворений на сл. М. Везендонк (1858), романсы, хоры и др.
Моя жизнь, ч. 1-4, М., 1911 - 12; Избр. статьи, [пер. с нем.), М., 1935; Избр. работы, [пер. с нем.], М., 1978; Samtliche Schriften und Dichtungen, Bd l-v-16, Lpz., 1912-14. Barth H., Internationale Wagner-Bibliographfe, Bayreuth, 1961. Грубер Р. И., Р.Вагнер, М., 1934; Соллертинский И.И., "Моряк-Скиталец" Вагнера, в его кн.: Избр. статьи о музыке, М.-Л., 1946; его же, О "Кольце нибелунга" Вагнера, там же; Чайковский П. И., Байрёйтское муз. торжество, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1953; его же, Вагнер и его музыка, там же; Серов А. Н., Р. Вагнер и его реформа в области оперы, в его кн.: Избр. статьи, т. 2, М., 1957; Друский М., Р. Вагнер, М., !1963; Римский-Корсаков Н., Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или муз. драма, Полн. собр. соч., т, 2, М., 1963; Маркус С. А., Муз.-эстетич. воззрения Вагнера, в его кн.: История муз. эстетики, т. 2, М., 1967; Луначарский А. В., Путь Р. Вагнера, в его кн.: В мире музыки, М., 1971; Р. Вагнер. Статьи и материалы, М., 1974; Курт Э., Романтич. гармония и её кризис в "Тристане" Вагнера, [пер. с нем.], М., 1975; Левик Б. В., Р. Вагнер, М., 1978; Галь Г., Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера - три мира, М., 1986; Р. Вагнер. Сб. статей, М., 1987; Glasenapp C. P., Das Leben R. Wagners, Bd 1-6, Lpz., 1923; Adlеr G., R. Wagner, 2Muncn., 1923: Lavignас A., Music dramas of R. Wagner, N. Y., 1932; Kretschmar E., R. Wagner. Sein Leben in Selbsterzeugnissen, Briefen und Berichten, В., 1939; Chamberlain H. St., R. Wagner, Munch., 1942; Fries O., R. Wagner und die deutsche Romantik, Z., 1952; Веrtram J., Mythos, Symbol, Idee in R.Wagners Musikdramen, Hamb., 1957; Stein J. M., R.Wagner and the synthesis of the arts, Detroit, 1960; Armando W. G., R. Wagner. Eine Biographic, Hamb., 1962; Stein H. vоn, Dichtung und Musik im Werk R. Wagners, В., 1962; Adоrnо Th. W., Versuch uber Wagner, !Mttnch., 1964; SkeltonC., Wagner at Bayreuth, L., 1965; Overhoff K., Die Musikdramas R. Wagners, Lpz., 1967; Fischer-Dieskau D., Wagner und Nietzsche: der Mystagoge und sein Abtriinniger, Sluttg., 1974; Gregor-Dellin M., R. Wagner, Munch., 1980; Richard-Wagner-Handbuch, hrsg. von U. Muller und P. Wapnewski, Stuttg., 1986. Т. Л. Бахpax.


Навигация: [В] [ВА] [вагнер] [вагнер] [вагнер] [вагнер-регени] [вагнер-яхман] [вадковский] Ответы на все уровни игры слогонавт

(с) Музыкальный словарь