музыкальный словарь
Музыкальные статьи по алфавиту

ПРОКОФЬЕВ

     Григорий Петрович (1883/84-1962) - сов. музыковед, пианист, педагог, методист. Ученик К. Н. Игумнова (фп.). В 1911-24 преподавал игру на фп. в Моск. конс., с 1915 также вёл курс методики преподавания фп. игры (с 1919 проф.). В первые годы после Окт. революции 1917 чл. директората Моск. конс., декан организованного по его инициативе пед. ф-та. В 1924-31 чл. ГИМНа. В 1931-41 организатор и руководитель Н.-и. муз.-пед. лаборатории (первоначально при Академии коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской, с 1938 - при Моск. конс.). С 1944 ст. науч. сотрудник Института художеств. воспитания, с 1950 - Института психологии Академии пед. наук РСФСР. С 1906 выступал как муз. критик. Автор кн. "Формирование музыканта-исполнителя-пианиста" (М., 1956).

     Сергей Сергеевич (1891-1953) - сов. композитор, пианист, дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1947). С 1902 занимался композицией у Р. М. Глиэра. С 1904 учился в Петерб. конс. у Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), А. К. Лядова (композиция), Я. Витола (муз.-теоретич. дисциплины), А. Н. Есиповой (фп.), Н. Н. Черепнина (дирижирование); окончил её как композитор (1909) и пианист (1914). В годы учёбы в консерватории начал конц. деятельность. В 1918-33 жил за рубежом; с успехом гастролировал в Европе и Америке. В 1927, 1929 и 1932 предпринял конц. поездки в СССР. Музыка П. - крупнейшего композитора 20 в. - воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соединяющему в себе эпос и лирику, драматизм в юмор, характеристичность и психологизм. Прочно связанное с традициями прошлого, творчество П. раздвинуло границы муз. искусства в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовое и новаторское явление совр. эпохи. Оперное и балетное творчество П., охватывающее широкий круг нетрадиц. сюжетов, новые принципы и приёмы муз. драматургии, принадлежит к числу реформаторских завоеваний муз. театра (сотрудничал с С. П. Дягилевым, В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым). Уже в операх 1910-1920-х гг. ("Игрок", "Любовь к трём апельсинам", "Огненный ангел") проявились особенности творч. метода П. - напряжённость и непрерывность муз.-драматургич. развития, лиризм в сочетании с острой характерностью, гибкость и точность вок. декламации. От "Игрока" и "Огненного ангела", развивавших традиции рус. речитативной оперы (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский), тянутся нити к опере "Семён Котко" - нар.-бытовой драме о событиях Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20 на Украине, в которой декламационность обогащается нац. нар. песенностью. Опыт работы над нац. историко-героич. тематикой в жанре киномузыки (к.-ф. "Александр Невский", "Иван Грозный", в содружестве с реж. С. М. Эйзенштейном) оказал большое влияние на стиль композитора (проникновение в музыку приёмов кинодраматургии) и подготовил патриотич. оперу-эпопею "Война и мир". Характерные черты нар. муз. драмы, включающей развёрнутые нар. и батальные сцены с большой ролью хора, слиты в ней с традициями лирич. оперы - психологизмом выразит. речитативных сцен, развитых арий и ансамблей. В ней, а также в последней опере - "Повесть о настоящем человеке" (где использованы подлинные нар. мелодии) наиб. ярко воплотилась связь стиля П. с рус. муз. фольклором, свойственная большинству его соч. Опера "Обручение в монастыре" завершила поиски П. в области совр. комич. оперы. Сюжетное и жанровое многообразие отличает балеты П. 20-х - нач. 30-х гг. ("Сказка про шута...", "Стальной скок", "Блудный сын", "На Днепре"). Балеты П. 2-й пол. 30-х - нач. 50-х гг. ("Ромео и Джульетта", "Золушка", "Сказ о каменном цветке") принесли сов. балетному театру мировую славу. Богатство шекспировских образов "Ромео и Джульетты", глубина трагич. конфликта обусловили широту симф. развития в балете, новаторскую трактовку хореографии и музыки, выпуклость муз. характеристик. Продолжая традиции балетов П. И. Чайковского, П. создал совр. классич. образцы жанра. Не менее значительны достижения П. в др. жанровых сферах. Таковы, прежде всего, его 7 симфоний, своеобразно синтезирующие и развивающие традиции эпич., драм. и лирико-жанрового симфонизма. 1-я симфония оригинально претворяет черты гайдновского симфонизма. 2-я симфония (2-частная) сочетает в себе драм. напряжённость и жёсткость с красотой рус. распева, подвергнутого изобретательному вариац. развитию. Тесно связаны с театр. творчеством лирико-драм. 3-я (тематизм "Огненного ангела") и лирико-жаировая 4-я ("Блудного сына") симфонии. Эпическая, насыщенная совр. содержанием 5-я (по словам П., "симфония величия человеческого духа") и лирико-драм. 6-я симфонии навеяны событиями Великой Отечеств. войны 1941-45. Ясностью и гармоничностью отличается муз.-образный строй лирико-созерцательной, просветлённой 7-й симфонии. Самобытный стиль фп. соч. П. (9 сонат и 5 концертов, циклы) с его ударной трактовкой инструмента и преломлением раннеклассицистских фактурных приёмов сыграл значит. роль в формировании нового пианизма в музыке 20 в. Музыка П., завоевав огромную популярность во всем мире, оказала значит. влияние на творчество мн. сов. и заруб. композиторов. Ленинская пр. (1957, посмертно), Гос. пр. СССР (1943; три - в 1946; 1947; 1951). Чл. Нац. академии "Санта-Чечилия" в Риме (1934), Швед. корол. муз. академии (1947), почётный чл. "Умелецкой беседы" в Праге (1946). Оперы - Маддалена (1911; 2-я ред. 1913), Игрок (по Ф. М. Достоевскому, 1929, Брюссель; 1974, Москва), Любовь к трём апельсинам (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград), Огненный ангел (по В. Я. Брюсову, 1927; конц. исп. 1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь), Семен Котко (1940, Москва), Обручение в монастыре (Дуэнья, по Р. Шеридану, 1946, Ленинград), Война и мир (по Л. Н. Толстому, 1943; окончат. ред. 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же), Повесть о настоящем человеке (по Б. П. Полевому, конц. исп. 1948, Ленинград; 2-я ред. 1960, Москва); балеты - Сказка про шута, семерых шутов перешутившего (1921, Париж), Стальной скок (1927, Париж), Блудный сын (1929, там же), Hа Днепре (1932, там же), Ромео и Джульетта (по У. Шекспиру, 1938, Брно; 1940, Ленинград), Золушка (1945, Москва), Сказ о каменном цветке (по П. П. Бажову, 1954, Москва);для солистов, хора и орк. - оратория На страже мира (сл. С. Я. Маршака, 1950), кантаты, в т. ч. К 20-летию Октября (текст-монтаж П. из соч. К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, 1937), Александр Невский (1939), вок.-симф. сюиты, в т. ч. Зимний костёр (сл. С. Я. Маршака, 1949); для орк. - 7 симф. (Классическая, 1917; 1924; 1928; 1930, 2-я ред. 1947; 1944; 1947; 1952), Ала " Лоллий (Скифская сюита, 1915), симф. сказка Петя и волк (1936), Два пушкинских вальса (1949), разл. сюиты, поэмы, увертюры и др.; концерты с орк. - 5 для фп. (1912; 1913, 2-я ред. 1923; 1921; 1931, для левой руки; 1932), 2 для скр. (1917, 1935), симфония-концерт для влч. (1952) н др.; кам.-инстр. ансамбли, в т. ч. сонаты для скр. и фп., соната для влч. и фп., соната для фл. и фп., 2 квартета; для фп. - 9 сонат, циклы Сарказмы, Мимолётности, Сказки старой бабушки, пьесы; романсы, песни; музыка к спектакля" драм. театра и к.-ф. Собр. соч., т. 1-20, М., 1955-67.
С С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания, М., 4961; Прокофьев С. С. и Мясковский Н. Я., Переписка, М., 1977;. Автобиография, 2М., 1982.
С. С. Прокофьев. Нотографич. справочник. Сост. С. Шлифштейн, М., 1962; Сабинина М., "Семен Котко" и проблемы оперной драматургии Прокофьева, М., 1963; ее же, Прокофьев, всб.: Музыка XX в., ч. 2, кн. 4, М., 1984; Слонимский С., Симфонии Прокофьева, М.-Л., 1964; Холопов Ю., Совр. черты гармонии Прокофьева, М., 1967; Тараканов М., Стиль симфоний Прокофьева, М., 1968; Арановский М., Мелодика С Прокофьева, Л., 1969; С. С. Прокофьев. Статьи и исследования, М., 1972; Нестьев И., Жизнь С. Прокофьева, М., 1973; Мартынов И., С. Прокофьев. Жизнь и творчество, М., 1974; Блок В. М., Метод творч. работы С. Прокофьева, М., 1979; Савкина Н. П, С. С. Прокофьев, М., 1982; Данько Л. Г., С. С Прокофьев, Л., 1983; Smiler F., Sergei Prokofiew, Lpz., 1960; Vajda J., Sergei Prokofiev, Brat., 1964; Rауment M., Prokofjew, L., 1965. Л. И. Волков.


Навигация: [П] [ПР] [пройснер] [проколл] [прокофьев] [прокошина] [прокунин] [пролог] Ответы на все уровни игры слогонавт

(с) Музыкальный словарь