музыкальный словарь
Музыкальные статьи по алфавиту

ПИФАГОРОВ СТРОЙ

     (англ. Pythagorean tuning; франц. temperament pythagoricien; нем.. pythagoreische Stimmung) - сформулированное по методу пифагорейцев математич. выражение частотных (высотных) отношений между ступенями звукоряда. В основе П. с. - найденные опытным путём числовые выражения (интервальные коэффициенты) чистых квинты (3:2), кварты (4:3) и октавы (2:1). Отсчитывая квинты - последовательно от исходного звука и перенося их в одну октаву, можно получить числовое значение любого звука диатонич. или хроматич. гаммы. До-мажорная гамма в П. с. получает следующее выражение: Интервальные коэффициенты: 12-я квинта (напр., от до - си-диез) в П. с. не равна исходному звуку; т. о., П. с. в отличие от равномерно-темперированного - незамкнутый. Разница между исходным звуком и 12-й квинтой приближённо равна 23,5 цента (около 1/9 целого тона); этот интервал наз. пифагоровой коммой. На пифагорову комму в П. с. отличаются все хроматич. полутоны (см. Апотома) от диатонических (лимма), а также все звуки, энгармонически совпадающие при равномерной темперации (напр., фа-диез выше соль-бемоля). Различия в полутонах усиливают тяготения, подчёркивают мажорность или минорность лада. Интонации П. с., однако, в ряде созвучий воспринимаются как слишком напряжённые, порой фальшивые. Поиски приемлемых интонаций привели к чистому строю, к неравномерным темперациям, затем к равномерно-темпериров. строю (см. Темперация).
Гарбузов Н. А., Зонная природа звуковысотного слуха, в кн.: Н. А. Гарбузов - музыкант, исследователь, педагог, М., 1980; Barbour J. M., The persistence of the Pythagorean tuning system, "Scripta mathematica", 1933, v. 1, № 4; Вindel E., Die Zahlengrundlagen der Musik..., Bd 1, Stung., [1950]. См. также лит. при статьях Акустика музыкальная, Пифагорейцы. Ю. Н. Рагс.


Навигация: [П] [ПИ] [питерс] [пифагор] [пифагорейцы] [пифферо] [пиццетти] [пиччинни] Ответы на все уровни игры слогонавт

(с) Музыкальный словарь