музыкальный словарь
Музыкальные статьи по алфавиту

КЮЙ

     Цезарь Антонович (1835-1918) - рус. композитор, муз. критик, инженер-генерал, специалист в области фортификации. С 1857 преподаватель, с 1878 адъюнкт-проф., с 1880 проф., с 1891 засл. проф. Военно-инженерной академии в Петербурге. Некрое время занимался композицией у С. Монюшко. В 1864-1900 выступал как муз. критик: постоянный сотрудник газ. "С.-Петерб. ведомости" (до 1877), ред. журн. "Муз. обозрение" (1885-88), участвовал в работе муз. отдела журн. "Артист" (1889-95), печатался во мн. периодич. изданиях, в т. ч. в газ. "Голос"; "Гражданин", "Новости и Биржевая газета". В 1896-1904 один из директоров Петерб. отд. РМО. В формировании К.-музыканта решающая роль принадлежала М. А. Балакиреву, А. С. Даргомыжскому, В. В. Стасову. К. был чл. "Могучей кучки", выразителем её взглядов. Своей критич. деятельностью способствовал утверждению прогрессивных идейно-художеств. принципов "Могучей кучки", раскрытию история, значения творчества М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, пропаганде творч. начинаний А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Однако ему была присуща некоторая ограниченность суждений, проявившаяся в отрицании муз. классики 18 в., творчества Р. Вагнера, Дж. Верди и др., непонимании творчества П. И. Чайковского, а также ряда произв. Мусоргского и Бородина. В комп. наследии К. выделяются романсы ("Сожжённое письмо", "Царскосельская статуя" на сл. А. С. Пушкина и др.). Автор 14 опер, музыки для детей (оперы, неск. циклов песен). Завершил незаконч. авторами оперы "Каменный гость" Даргомыжского и "Сорочинская ярмарка" Мусоргского. Оперы - Кавказский пленник (1157-82, пост. 1883, Петербург), Сын мандарина (1859, пост. 1879, там же), Вильям Ратклиф (1869), Анджело (1876), Сарацин (1899, все - Петербург). Пир во время чумы (1901, Москва), Мадемуазель Фифи (1903, там же), Матео Фальконе (1907, там же). Капитанская дочка (1911, Петербург) и др.; детские оперы, в т. ч. Снежный богатырь (1906, Ялта), Красная Шапочка (1911), Кот в сапогах (1915, Тбилиси); кам.-инстр. ансамбли; более 300 романсов; произв. для фп. и др.
Муз.-критич. статьи, ч. 1, П., 1918; Избр. статьи. Л., 1952; Избр. письма, Л., 1955.
Финдейзен Н., Библиографич. указатель муз. произв. и критич. статей Ц. А. Кюи, "Артист", 1894, № 34-35; Назаров А., Ц. А. Кюи, М., 1989.

     казахская инстр. пьеса в традициях нар. или устного проф. творчества. Создателем первых К; легенды называют Коркыта (8 в.). Разл. функции (обрядовые, бытовые, концертные), тематика, возможности инструментов, исполнит. приёмы определили жанровое разнообразие К. Архаичны К.-плачи, К.-прощания, исполняемые на кобызе и шанкобызе в свадебном и похоронном обрядах. Пастушеский быт отразился в К. для сыбызгы ("Чёрный иноходец", "Плач белой верблюдицы"). Классич. К. для кобыза создал в 19 в. Ихлас ("Дума", "Виртуозный кюй"). Многочисл. К. для домбры (праздничные, шуточные, лирические, программные) разделяются на зап.-казахские (монументальные, виртуозные) и вост.-казахские (камерные, песенные). Программные К. создавались на основе легенд, эпич. сказаний, сказок, непосредств. впечатлений от общения с людьми (хвала гостеприимному хозяину), природой ("Волна", "Жёлтая река"). Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Таттимбет (19 в.) обогатили домбровые К. лирико-психологич. ("Порыв", "Энергия"), героико-бунтарским ("Золотая степь", "Бушующий вал") и общественно-политич. содержанием (о нар. восстаниях, побеге из тюрьмы). В сов. время их традиции продолжила Д. Нурпенсова. Курмангазы Сагырбаев. Кюй для домбры "Бушующий вал". служат источником для творчества сов. композиторов. Изучение К. началось в 1930-х гг., записано неск. сотен образцов. Затаевич А. В., 500 казах. песен и кюев, А.-А., 1931.
Жубанов А., Струны столетий. А.-А., 1958; Казах. нар. инстр. музыка, А.-А., 1964. Е. М. Фраенова.


Навигация: [К] [КЮ] [кюй] [кюйши] [кюндингер] [кюнст] Ответы на все уровни игры слогонавт

(с) Музыкальный словарь