музыкальный словарь
Музыкальные статьи по алфавиту

ЮГОСЛАВИИ МУЗЫКА

     включает музыку народов СФРЮ: Сербскую музыку, Словенскую музыку. Хорватскую музыку, Черногорскую музыку, музыку народов Македонии, Боснии и Герцеговины, а также автономных областей. При общей слав, основе муз. культура каждой из 6 республик сохраняет спсцифич. особенности, связанные с различиями в кулътурно-историч. развитии, с территориальной близостью к соседним странам Европы. наиб. самобытность сохранил муз. фольклор центр. районов Хорватии, Сербии, Истрии. На развитии муз. традиций народов Югославии отразились и османское владычество (15 - нач. 19 вв.), и господство Габсбургов. Раньше других (15 - 16 вв.) сформировались очаги проф. Ю. м. в Словении, в Далмации (16 - 17 вв.); в 18 - 19 вв. выдвинулись как муз. центры Любляна (Словения) и Загреб (Хорватия). Первые нац. оперы созданы в Словении - "Белин" Я. Зупана (ок. 1780, не пост.) и "Весёлый день, или Женитьба Матичека" Я. Новака (1790), затем в Хорватии - "Любовь и злоба" (1846), "Порин" (1851, пост. 1896) В. Лисинехого. Во всех крупнейших городах с 1840-х гг. создавались хор. общества и т. н. читальни (клубы), способствовавшие развитию массовой патриотич. хор. песни. Во 2-й пол. 19 в. очагами национальной культуры и проф. искусства были культ. -просвет. организации - "Омладина" (1866, Сербия), "Гласбена матица" (1872, Словения) и др.; открылись муз. школы - в Белграде (1864; 1899, ныне им. С. Мокраняца), Любляне (1882) и театры (или оперные труппы при драм. театрах) - Нац. театр в Белграде (1869), оперная труппа при Хсрв. нац. театре (1870), Словен. нац. театр (1892; при нём Словен. опера). Возникли новые хор. общества, вт. ч. рабочие - в Загребе ("Свобода", 1873, и "Слога", 1874), Крагуеваце (1876), Белграде (1880, позднее - "Абрашевич"), Любляне ("Славец", 1884). Среди композиторов 2-й пол. 19 - нач. 20 вв.: в Сербии - К. Стаккович, Д. Енко, И. Маринховкч, С. Мокраняц, С. Бинички (автор первой сгрб. оперы "На рассвете", 1903), И. Баич (основал первый муз. журнал); в Хорватии - И. Зайц, Б. Берса, И. Хатзе, а также музыковед-фольклорист Ф. Кухач; в Словении - Б. Ипавец, Ф. Гербич, А. Фёрстер, позднее Р. Савин, а также дирижёр чех В. Тал их (в Любляне). Объединение югославянских народов в Королевство сербоа, хорватов и словенцев (1918, с 1929 Королевство Югославия) способствовало активному развитию и формированию некоторых общих черт Ю. м. Были открыты консерватория в Загребе (1916, с 1922 - Муз. академия), Любляне (1919, с 1939 - Муз. академия), Белграде (Муз. академия, 1937); во всех крупных городах были созданы филармония, оркестры, кам. оркестры и ансамбли, оперные труппы, муз. шхолы. В 1920 - 30-х гг. сформировались серб., хорв., словен. комп. школы. Зародилось проф. муз. искусство в Боснии и Герцеговине, Македогии. Нац. направления, утвердившиеся в ведущих школах, возглавили П. Конёвич, М. Милоевнч, С. Христич (Сербия), К. Баранович, К. Готовац и И. Славенский (Хорватия). В Словении большее влияние имела эап. -европ. музыка (М. Когой, С. Остерц); к нац. истокам обращались А. Арнич, М. Бравкичар. В кон. 1930-х гг. выдвинулись музыковеды и комп. П. Марковац и В. Вучкович (погибли во время фаш. оккупации). После 1945 (создание ФНРЮ, с 1963 - СФРЮ) начался новый этап в развитии муз. культуры страны. Открылись начальные муз. школы во всех республиках и филиалы муз. академий, оперные театры и исполнит. коллективы в провинц. городах. значит. оживилась муз. жизнь в Черногории. В 1950-х гг. основаны Институты музыковедения при Серб. АН и Люблинском университете, Муз. отдел при Югосл. академии наук и нек-в в Загребе, творч. союзы, в т. ч. СК Югославии (1950). Созданы новые симф. и кам. оркестры к ансамбли в столицах и на периферии, в т. ч. "Загребские солисты" (1954), Муниципальный орк. в Дубровнике, мн. ансамбли нар. песни и танца, проф. и любительские хоры.


Навигация: [Ю] [ЮГ] [юго-восточной азии музыка] Ответы на все уровни игры слогонавт

(с) Музыкальный словарь