музыкальный словарь
Музыкальные статьи по алфавиту

ШТРАУС

     (Strau!b) Иоганн (отец) (1804 - 49) - австрийский скрипач, дирижёр, композитор. Первоначально альтист танц. орк. М. Памера в Вене, затем - струн. квартета И. Лайнера (позже - помощник дирижёра в орк. Лайнера). В 1825 основал собств. танц. оркестр, с которым много гастролировал. Особую популярность приобрёл как дирижёр венских придв. балов. Наряду с Лайнером - создатель нового типа вальса (т. н. венского вальса), получившего распространение благодаря мелодич. выразительности, ритмич. гибкости, связи с австр. нар. песенностыо. Как и Ланнер, Ш. перестал рассматривать вальс в виде отд. танц. пьесы, писал циклы, состоящие из 5 вальсов с интродукцией и. кодой. Автор (всего свыше 250 соч.) вальсов (в т. ч. "Цецилия-вальс", "Тальони-вальс", "Электрические искры", "Рейнские напевы Лорелеи"), кадрилей, галопов, маршей и др.

     (Strau!b) Иоганн (сын) (1825 - 99) - австрийский композитор, скрипач, дирижёр. Старший сын И. Штрауса (отца). В 1844 организовал собств. конц. ансамбль, который затем перерос в оркестр и скоро принёс известность Ш. -дирижёру и композитору. После смерти отца Ш. объединил оркестр отца и свой и совершил конц. поездки по европ. городам; в 1856 - 65 и 1869 бывал в России, руководил летними конц. сезонами в Павловске, где исполнял произв. зап. -европ., рус. композиторов и собств. музыку. В 1872 и 1886 выступал в Москве и Петербурге, в 1872 гастролировал в США. В 1863 - 70 дирижёр венских придв. балов. - крупнейший мастер венского вальса и венской оперетты. Написал ок. 500 произв. танц. музыки (вальсы, польки, мазурки и др.), к-рую поднял на высокий художеств. уровень. Опирался на традиции Ф. Шуберта, К. М. Вебера, И. Лайнера, а также своего отца (в т. ч. развил форму 5-частного вальсового цикла с интродукцией и кодой), симфонизировал вальс и придал ему индивидуальную образность. Романтич. одухотворённость, мелодич. гибкость и красота, опора на австр. гор. фольклор, практику бытового музицирования обусловили популярность вальсов Ш. "Прощание с Петербургом" (1858), "Жизнь артиста", "На прекрасном голубом Дунае" (оба - 1867), "Сказки Венского леса" (1868), "Венская кровь" (1873), "Весенние голоса" (1883), "Императорский вальс" (1890) как в Австрии, так и в др. странах. Ш. начал писать оперетты под влиянием Ж. Оффенбаха в 1870-х гг. Однако, в отличие от драматургически насыщенной франц. оперетты, в оперетте Ш. господствует стихия танца (привлекается гл. обр. вальс, а также чардаш, галоп, мазурка, кадриль, полька и др.). Вершины творчества Ш. в этом жанре - "Летучая мышь" (1874), "Цыганский барон" (1885). Ш. оказал сильное влияние на творчество О. Штрауса, Ф. Легара, И. Кальмана, а также Р. Штрауса (опера "Кавалер розы"). Музыку Ш. ценили И. Брамс, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др. Его братья: Йозеф Ш. (1827 - 70) - автор популярных орк. пьес; дирижёр в оркестре Штраусов с 1853, с которым гастролировал по европ. городам (в 1862 в Павловске), и Эдуард Ш. (1835 - 1916) - автор танц. соч.; скрипач и дирижёр в оркестре Штраусов, с которым в 1865 и 1894 выступал с концертами в Петербурге и Павловске; в 1870 стал преемником Иоганна Ш. на посту дирижёра венских придв. балов. Комич. опера Рыцарь Пасман (1892, Вена); балет Золушка (доработан И. Байером, 1901, Берлин); оперетты (16) - Римский карнавал (1873), Летучая мышь (1874), Весёлая война (1881; все - Вена), Ночь в Венеции (1883, Берлин), Цыганский барон (1885, Вена) и др.; для орк. - вальсы (ок. 160), польки (117), кадрили (св. 70), галопы (32), мазурки (31), марши (43) и др.

     (Straus) Оскар (1870 - 1954) - австрийский композитор, дирижёр. В 1893 - 1900 дирижёр муз. театров в Братиславе, Брно, Теплице, Майнце, Гамбурге. С 1900 писал музыку для берлинского кабаре. С 1927 жил в Вене. В 1939 эмигрировал во Францию, с 1940 жил в США, где работал в нью-йоркских театрах и Голливуде. В Австрию вернулся в 1948. Известен как автор оперетт, которые сочинял под влиянием творчества Ж. Оффенбаха, Ф. Легара, И. Штрауса (сына). Широко использовал венский гор. фольклор; ввёл в оперетту модные в 20-х гг. фокстрот и шимми. Среди соч.: 6 опер; балеты; св. 40 оперетт (в т. ч. "Храбрый солдат", 1908, Вена; "Последний вальс", 1920, Берлин; "Терезина", 1925, там же); произв. для орк.; музыка к спектаклям драм. театра и к. -ф.; ок. 500 песен.

     (Strauss) Рихард (1864 - 1949) - немецкий композитор, дирижёр, муз. -обществ, деятель. С детства обучался игре на фп. и скрипке. Изучал гармонию, контрапункт, инструментовку под рук. Ф. В. Мейера. Первые навыки дирижирования получил в любительском оркестре. Выступал с оркестрами Майнингена, Берлина, руководил оркестрами Гос. оперы в Дрездене и в Вене. С 1924 гастролировал в странах Европы (в России в 1896) и в США, выступал в Байрейтских фестивалях. В 1901 - 09 пред. Всегерм. муз. союза, в 1917 - 20 рук. класса комп. мастерства в Берлинской академии искусств. С 1933 през. Имперской муз. палаты, в 1935 подал в отставку. Почётный доктор ряда европ. университетов, в т. ч. Оксфордского (1914), чл. Берлинской (1909), почётный чл. Венской (1944) академий искусств. Ведущий жанр творчества Ш. в 1880-х гг. - симф. поэма или фантазия, с 1900 - опера (всего 6, мн. оперы созданы в содружестве с австр. драматургом X. Гофмансталем). Творчество Ш., тесно связанное с традициями романтич. искусства (Р. Вагнер, И. Брамс, Ф. Лист), нем. поэзией и философией (И. В. Гёте, И. Эйхендорф, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), отразило характерные тенденции зап. -европ. искусства 1-й пол. 20 в. Ш. прошёл путь от позднего романтизма к экспрессионизму, а затем - к неоклассицизму. Отталкиваясь от опыта Листа (одночастность, принципы монотематизма, лейтмотивного развития, трансформации тем), Ш. создал тип симф. поэмы, в которой философская концепционность сочетается с яркой изобразительностью, театральностью муз. характеристик. Мн. симф. поэмы и фантазии Ш. связаны с произв. мировой литературы ("Макбет" по У. Шекспиру, "Дон Жуан" по Н. Ленау, "Дон Кихот" по М. Сервантесу), а также философскими учениями ("Так говорил Заратустра" по Ф. Ницше), Симф. поэмам близки симфонии Ш., среди которых особенно известны одночастная "Домашняя" и "Альпийская", продолжающая линию 6-й "Пасторальной" симфонии Бетховена и являющаяся по существу программной симф. поэмой. Оперное творчество Ш. отличается жанровым многообразием. Первая опера ("Гунтрам", 1893) написана по образцу вагнеровских муз. драм. В "Саломее" (1905) и "Электре" (1908) близость к экспрессионизму проявилась в обострённости выразит, средств, передающих состояние напряжённости, порой экзальтации (обилие хроматизмов и задержаний, элементы политональности, полиритмия, эффекты, мощная и красочная инструментовка, оркестр увеличенного состава). Стилевой поворот от повышенной экспрессивности и сложности муз. языка к нарочитой простоте, прозрачности и экономности выразит, средств произошёл в опере "Кавалер розы" (1910), отличающейся ясностью языка, изящной комедийностыо в духе опер-буффа В. А. Моцарта, венской оперетты. В русле неоклассицизма созданы также оперы "Ариадна на Наксосе" (1912), "Молчаливая женщина" (1935), "Дафна" (1937) и др. Разнообразное по стилю оперное творчество Ш. оказало влияние на развитие муз. театра 20 в. Сохранилось большое эпистолярное наследие Ш. (издана переписка с X. Бюловом, X. Гофмансталем, Р. Ролланом, Г. Малером, Э. Шухом, И. Грегором, С. Цвейгом, К. Краусом, В. Шу, Р. Хартмайном и др.). Ш. принадлежит также новая редакция трактата об оркестровке Г. Берлиоза ("Instruuienta-tionslehre", Tl 1 - 2, Lpz., 1905, рус. пер. - М., 1972). Оперы - Гунтрам (1894, Веймар; 2-я ред. 1940, там же), Саломея (1905), Электра (1909), Кавалер розы (1911, все - Дрезден), Ариадна на Наксосе (1912, Штутгарт; 2-я ред. 1916, Вена; 3-я ред. 1918, Берлин), Женщина без теин (1919, Вена, Дрезден), Елена Египетская (1928, Дрезден, Вена), Дафна (1938, Дрезден), Любовь Данаи (1940; исп. 1944, Зальцбург) и др.; балеты - Легенда об Иосифе (1914, Париж) и др.; для орк. - симфонии, в т. ч. Домашняя симфонии (Sinfonia domestica, 1903), Альпийская симфония (1915), симф. поэмы и фантазии - Из Италии (1886), Макбет (1888; 2-я ред. 1890), Дон Жуан, Смерть и просветление (обе - 1889), Веселые забавы Тиля Уленшпигеля (1895), Так говорил Заратустра (1896), Дон Кихот (1897), Жизнь героя (1898) и др.; орк. сюиты; инстр. концерты; кам. -инстр. ансамбли; хор. и вок. произв.; музыка к спектаклям драм. театра; обработки произв. др. композиторов.


Навигация: [Ш] [ШТ] [штраус] [штраус] [штраус] [штример] [штрих] [штробель]

(с) Музыкальный словарь