музыкальный словарь
Музыкальные статьи по алфавиту

КИТАЯ МУЗЫКА

     насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие муз. традиций Ср. Востока, Центр. и Юж. Азии, Юго-Вост. Азии; впитала элементы музыки народов, в разные историч. периоды входивших в состав кит. государства (уйгуров, тибетцев, монголов, чжурчженей, маньчжуров и др.), и в свою очередь оказала значит. влияние на музыку Кореи, Японии, некоторых народов Юго-Вост. Азии и бассейна Тихого океана. К. м. с древности развивалась под воздействием религиозных, философско-идеологич. доктрин. В конфуцианских трактатах разрабатывалась космологич. концепция природы музыки, подчёркивалась её социально-политич. роль (музыка как одно из средств управления roc-вом, существ. фактор воспитания людей и достижения социальной гармонии). Согласно представлениям даосизма музыка должна была способствовать проявлению естеств. психоэмоциональных реакций человека, слиянию его с природой. Буддистское мировоззрение подчёркивало мистич. начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека. Понятие ю э означало не только музыку, но и др. виды искусства, а также нечто прекрасное вообще, характеризующееся высокой степенью организации. Многоуровневое символич. мышление в музыке отражало попытки установления соответствий отд. муз. тонов, муз. инструментов, видов и жанров музыки с элементами мироздания, социально-политич. системами. Так, в системе люй-люй звуки 12-ступенного звукоряда связывались с периодами суток, с положением Солнца и Луны, с месяцами года и т. п. На её основе был обоснован пентатонич. звукоряд (см. Пентатоника), ступени которого связывались с 5 типами семантич. интонирования в кит. яз. и отождествлялись с 5 стихиями природы, сторонами света, с рангами социальной иерархии и др. В 5-3 вв. до н. э. к пентатонич. звукоряду были добавлены два дополнит. звука и образовалась 7-ступенная гамма, соответствующая лидийскому ладу. Звучание инструментов (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой высот, нарушение которой могло иметь космологич. и социально-политич. последствия.
Ладовая концепция кит. музыки наиб. активно разрабатывалась в период Сун (10-13 вв.) муз. учёными Шэнь Куа, Пай Юаньдином, Шан Янем, Шэнь Юаньцином. Структура лада (тяо) определялась тем, какой из 12 тонов был выбран в муз. композиции в качестве опорного. Теоретически количество ладов составило 84, на практике применялось значительно меньше. Сформированная в древности кит. муз. нотация (на основе иероглифич. знаков) существует поныне в нескольких разновидностях (люй-люй, 5- и 7-тоновая, гунчэпу и др.).
Первые упоминания о музыке китайцев восходят к 4-3-му тыс. до н. э. (легенды и мифы), документальные свидетельства о древней ритуальной музыке относятся к 16-11 вв. до н. э. В 11-8 вв. складывается традиция ритуальных оркестров (литофоны бяньцинь, наборы бронзовых колоколов бяньчжун, разл. виды колоколов, в т. ч. хун-чжун, гоудяо, юн, бо, барабаны г у, глиняные окарины сюань и др.). О развитых формах вок. творчества свидетельствует "Книга песен" ("Шицзин", 11-6 вв. до н. э.), где собраны магич. песни, оды (чжэн-я, сяо-я и др.) и гимны сун.
В поздний период эпохи Чжоу (5-3 вв. до н. э.) под воздействием конфуцианской доктрины формируется разработанная система придв. церемониалов, которым соответствовали установленные последовательности вок. и инстр. композиций. При дворе было создано учреждение - Дасыюэ, ведавшее церемониями и музыкой. Начиная с эпохи Хань до периода Сев. и Юж. царств (206 до н. э. - 581 н. э.) муз. культура переживает значит. подъём. Важнейшими видами придв. муз. искусства становятся я-юэ - музыка офиц. конфуцианских церемоний ису-юэ - музыка светских увеселений ("простонародная музыка", представленная мн. локальными видами). Чиновники спец. муз. палаты Юэфу, в т. ч. видные музыканты Сыма Сянжу, Цай Юн, занимались собиранием традиц. песен разл. областей Китая. Развивается традиция многосоставных оркестров (от 300 до 800 исполнителей; инструменты делились на 8 групп по материалу изготовления), сохранявших важную роль на протяжении всей дальнейшей эволюции К. м. Складываются традиции сольного исполнительства на струн. инструментах - цине (особо в кругах учёной элиты), пипе (создатели исполнит. школ - Су Чжипо, Цзи Ли, Ли Яньнянь и др.). Период правления династий Суй и Тан (581 -907) - время расцвета древней К. м.; т. н. танский стиль в искусстве, в т. ч. в музыке, получил распространение также в Корее, Японии, Вьетнаме. Действуют спец. канцелярии - Даюэшу, курировавшая канонич. и простонародные виды музыки, Кучуйшу, отвечавшая за придв. оркестры. Придв. музыка была разделена на две осн. жанровые разновидности - ли-пучи (музыка на открытом воздухе) и цо-пу чи (исполняемая в помещении), включающие: я-юэ, су-юэ, музыку банкетов (янь-юэ), инстр. музыку (ху-юэ), воен. музыку (кучуй), театр. музыку (сан-юз), музыку для циня (цинь-юэ). Янь-юэ исполнялась оркестрами, имеющими в составе помимо китайских инструменты Индии, Кореи, стран Индокитая, государств и городов Центр. Азии и включающими в репертуар музыку этих стран (т. н. "Шипучи" - "10 видов музыки"). К 7 в. придз. оркестры расширяют свой состав (до 1500 исполнителей). В нач. 8 в. открылось 5 спец. уч. заведений, в т. ч. при дворе "Придворная школа" ("Цзяофан") и "Грушевый сад" ("Лию-ань"), В домах образованных людей распространяются традиции кам. музицирования на струн. и дух. инстр. (флейте д и, арфе кунхоу, цине, пипе и др.). Среди известных музыкантов этого периода - Сюй Хэцзы, Хэ Маиьцзы, Ли Гуйнянь, Дуань Шаньбэиь. Поэтич. форма ши (четверостишие) использовалась видными поэтами (Бо Цзюйи, Ли Бо и др.) для создания песен, исполняемых певицами в сопр. лютни. В 9-10 вв. в городах получают распространение песенные сказы и эпизоды из буддистских канонич. книг в форме бянь-вэнь в исполнении проф. сказителей. В период нового расцвета конфуцианской идеологии при династии Сун (10-13 вв.) осуществляется попытка возрождения дрезних традиций придв. музыки, появляются новые утончённые виды музыки, в т. ч. песенно-поэтич. форма цы в сопр. струнных. Популярными становятся зрелищные искусства. Это - разыгрываемые в балаганах (вацзы) песенные сказы с инстр. сопровождением (чжугундяо, 12-13 вв., и др.); многочастные драмы чуаньцзю; муз. драмы наньцю (южные), использовавшие новые для Китая инструменты, такие как сона, 4-струн. монг. лютня (хубосы). Период династий Юань- Минь (13-17 вв.) явился кульминацией развития традиц. муз. драмы, оказавшей воздействие на муз. театр др. стран Дальнего Востока (Корея, Япония) и Юго-Вост. Азии (Вьетнам). Среди множества локальных разновидностей (хайяньские, сюяосские, гэяньские и др.) в 15-16 вв. в Юж. Китае особо выделяется жанр куньцзю (куньшаньская пьеса), с нач. 16 в. он распространился и в Сев. Китае. Среди мастеров этого жанра - Вэй Лянфу, Лян Чэньюй (Лян Болун), Чжан Етан. Муз. культура 13-17 вв. характеризовалась интенсивной муз. жизнью монастырей и дворцов, гор. кварталов, сельских местностей. Среди множества местных вок., инстр. и танц. стилей - яньгэ (нар. танцы с пением), лянжэньчжуань и лянжэньтай (пьесы-диалоги), хуагу, хуадэн (традиц. песни и сценки под музыку), тибетская найма (танец с речитативом). Широко распространяются локальные разновидности песенных сказов: дагу (под барабан и струнные), циныпу (в сопр. цитры), таньцы (в сопр. пипы), цзоучан (театрализов. сказ в лицах) и др., сохраняющие значение и в 20 в. Складываются мелсдкч. типы сказов - баньцянти, ляньцюйти и др.; в зависимости от темпа исполнения сказы делятся на 2 категории: быстрые - куайбань и медленные - маньбань. В 13-14 вв. в кит. музыке выделяются две традиции: северная и южная. Для северной характерны героич. тематика, простота муз. языка, использование 7-ступенных ладов; для южной - преобладание лирич. образов, более утончённые технич. средства, пентатонич. звукоряда, преобладание дерев. дух. инструментов. Инструментарий К. м. включал св. 100 разновидностей: среди струнных щипковых - цитры цинь, чжэнь, гусли сэ, лютни пипа, юэцинь и др.; среди смычковых (группа хуцинь) - эрху, баньху, сыху, цзиньху и др.; духовке - продольная флейта сяо, многоствольная свирель пайсяо, поперечные флейты чи и ди; сона (род гобоя), губной орган шэн; среди ударных разл. барабаны - большой цзяньгу, глиняный ху, односторонний малый баньгу, тамбурин яогу; наборы бронзовых колоколов бяньчжун и др. В начале периода правления династии Цинь (1644-1911) наметилась тенденция к демократизации муз. культуры. Появляются разновидности гор. муз. драмы (на основе локальных драм), вершинным явлением которых стала пекинская муз. драма цэинцзюй. С нач. 19 в. в связи с осложнившейся внутри- и внешнеполитич. обстановкой ("опиумные войны" империалистич. держав во время правления маньчжурской династии Цинь) придв. муз. традиции переживали период упадка; с концом последней династии (1911) придв. оркестры, театр. труппы были распущены. Воздействие на кит. культуру зап.-европ. музыки, начавшееся в 16-17 вв., на рубеже 19-20 вв. усилилось. Важнейшим центром зап.-европ. культуры стал Шанхай. Кит. музыканты получают спец. образование в городах Европы, создаются муз. уч. заведения (муз. отделения при университетах) и оркестры зап.-европ. типа. Особый вклад в развитие К. м. этого периода внесли Сяо Юмэй, Дай Юаньпэй, Хуан Гуанск, Лю Тяньхуа. В 1920-х гг. по инициативе Сяо Юмэя и Цай Юаньпэя основана консерватория, создан симф. орк. Среди проф. композиторов, использующих зап.-свроп. приемы письма: Си Синхай (Сянь Синхан), Ма Сыцун, Люй Цзи, Хо Лутка, Хуан Цзы и др. В связи с ростом нац.-освободит. движения возникают формы патриотич., революц. песен (с 1930-х гг. - против япон. захватчиков), получивших массовое распространение, особенно среди молодёжи. С нач. 20-х гг. с ростом коммунистич. движения формируется массовая песенная культура, Длл революц.-патриотич. песен использовались др.-кит. поэтич. жанр цы, мотивы традиц. песен. Среди известных композиторов этого периода: Не Эр (автор "Марша добровольцев", ставшего Гос. гимном КНР), Люл Цзи, Тянь Хань, Чжан Шу, Ань Э, Мэн Бо, Ша Мэй. После образования КНР (1949) культурная политика государства была направлена на усиление роли литературы и искусства среди широких масс населения. В Пекине организованы Всекит. ассоциация литературы и искусства, Союз работников музыки (с 1959 - Союз кит. музыкантов). При содействии сов. специалистов формировалась система муз. образования; были открыты консерватории (Пе;;ин, Шанхай, Тяньцзинь), муз. институты (Ухань, Шэньян, Сиань, Чэнду), Институт кит. нар. музыки (Пекин), муз. училища в разл. городах. В них работали Хо Лутин, Чжао Фэн, Юй Исюань, Мяо Тяньжуй, Ли Лия, Чэнь Хун, Цзэн Лянинь и др. Развернулась работа по изучению традиц. кит. музыки (Ян Иньлю, Чжан Хундао, Ли Юаньцин и др.). Организовывались фольклорные ансамбли, самодеят. коллективы (в т. ч. в армии), популярностью пользовалась Пекинская муз. драма (связана с деятельностью актера Мэй Ланьфана), развивались жанры массовой песни (Ма Кэ, Ли Хуаньчжи). Были созданы также кам.-инстр. и симф. произв. (Ма Сыцун, Цюй Вэй, Чжу Цяньэр). Выдвинулись кит. музыканты-исполнители (пианисты Лю Шикунь, Ли Минцян и др.). С нач. 1960-х гг. и затем в ходе т. н. культурной революции музыка служила иллюстрацией политич. лозунгов пекинского руководства; было запрещено исполнять традиц. кит. музыку, подвергались гонению соч. заруб. композиторов, а также соч. кит. композиторов, написанные до 1966. Ставились создаваемые коллективно т. н. образцовые муз. драмы в жанре цзинцзюй ("Красный фонарь", "Шацзябан" и др.), балеты ("Седая девушка"), орк. музыка включала только кит. нац. инструменты. Муз. коллективы были расформированы, муз.-уч. заведения закрылись. С 1980-х гг. активизируется самодеят. творчество, создаются новые проф. коллективы, налаживается исследоват. работа совр. и традиц. музыки, совершенствуется муз. образование. Среди известных композиторов: Ли Хуаньчжи, Лю Чжи, Цюй Сисянь, Цюй Вэй, Чжу Цзяньэр, Чжэн Цюфэн, Ван Мин, Ши Гуаньнань, У Цзучан, Ду Минсинь, Ян Дянсянь, Хуан Анлун, Чжэн Цзигян, Тан Дун, Е Сяочзи и др. Среди музыковедов: Ян Иньлю, Люй Цзи, Вань Юйхэ. Среди исполнителей: дирижёры - Ля Дэлунь, Ян Линкуй, Хуан Сяотунь, Цао Пин, Чжан Сисинь; певцы - Чжоу Сяоянь, Вэй Чисянь, Ху Сунхуа, Чжак Юэнакь, Ли Гуанск, Мян Нинь, Ван Кунь, Чжан Цзяньи, Ли Гун, Ху Сяопин, Чжань Маньхуа, Фу Хайцзин; пианисты - Вэй Данвэн, Ли Чжэь; скрипачи - Шэн Чжунго, Ху Хуэн, Сюэ Вэй; среди исполнителей на нар. инструментах: Лю Дэхай (пипа), Чжан Чжэхуа (эрху), У Диньлюэ, У Вгцгуан (цинь). В КНР издаётся ок. 40 муз. журналов, в т. ч. "Жэкьмин иньюэ" ("Народная музыка"), "Иньюэ яньцзю" ("Муз. исследование"), "Чжунго иньюэсюэ" ("Кит. музыковедение"). Ежегодно проводятся муз. фестивали. В КНР функционируют (1988): Центр. гос. театр оперы и Кит. оперный театр в Пекине, театры балета в Пекине и Шанхае; симф. орк. в Пекине, Шанхае, Сиане и др. городах, театры пекинской муз. драмы в ряде городов, Театр кит. песни и танца; Центр. оркестр кит. нар. инструментов; Ансамбль песни и танца народов Востока; Центр. нац. ансамбль песни и танца, ансамбли песни и танца в ряде городов; Союз музыкантов; 8 высших муз.-уч. заведений.
Шнеерсон Г. М., Муз. культура Китая, М., 1952; Арзаманов Ф.Г., О некоторых особенностях многоголосия в кит. нар. музыке, в кн.: Музыка народов Азии и Африки, под ред. В. Виноградова, в. 5, М., 1987; Серова С. А., Пекинская муз. драма (сер. 19 в. - 40-е гг. 20 в.), М., 1970; Васильченко Е. В., Музицирование на цине и его место в кит. культуре, в сб.: Муз. традиции стран Азии и Африки, М., 1986, с. 99-130; Rеinhагd К., Chinesische Musik, Euenach - Kp.s., 11956]; Thrasher A. R., The sociology of Chinese music: an introduction, "Asian music", 1981, v. XII, № 2, p. 17-53; Wu Zuguang, Huang Zuo1in, Меi Shаоw u, Pexing opera and Mei Lanfang. A guide to China's traditional theatre a:-.d the art of its great master, Beijing, [1981);De Woskin K. J., A song for one or two: music and the concept of art in Early China, Ann Arbor, 1982; L i-ang Mingyue, Music of the Billion. An introduction to Chinese musical culture, N. Y., 1985. Е. В. Васильченко.


Навигация: [К] [КИ] [китаенко] [китара] [китаррон] [китль] [киттель] [кифара]

(с) Музыкальный словарь