музыкальный словарь
Музыкальные статьи по алфавиту

КИРГИЗСКАЯ МУЗЫКА

     Муз. искусство Киргизии ведёт своё начало от культуры древних среднеазиатских и центральноазиатских племён, консолидировавшихся к нач. 16 в. в кирг. народность. Оно взаимодействовало с культурой соседних народов (особенно казахов). Развитие К. м. происходило в двух руслах - нар. и нар.-проф. устной традиций. К. м. импровизационна по своей природе; важная роль принадлежит вариантно-вариац. принципам развития. Ладовую основу составляют диатонич. шести-, семи- и более ступенные звукоряды. Велика роль ладовой переменности. Метроритм отличается большим разнообразием. Нар. песни построены на своеобразных формулах-напевах (обоны). В инстр. музыке мн. пьесы имеют программную основу. Распространено сольное исполнительство на разл. инструментах, в их числе: струнно-щипковый комуз (также и аккомпанирующий инстр.); 2-струн. смычковый кылкыяк; деревянные духовые чоор, сыбызгы, сурнай; медный духовой керней; язычковые темир-комуз, жыгач-оозкомуз. Нар. вок. творчество, не имеющее устойчивых форм совместного исполнительства, представлено одногол. песнями: обрядовыми, трудовыми, лирическими, девичьими (кыздарыры), женскими (келиндер ыры), детскими (балдар ыры) и др. Создатели и исполнители песен - ырчи, поминальных плачей - кошокчу, сатирич. песен, частушек - куудулы, чечендеры. Вок. нар.-проф. творчество устной традиции представлено эпич. жанрами, включающими героич. трилогию "Манас", "Семетей" и "Сейтек" (создатели - манасчи; исполняется без сопр.), а также т. н. малые эпосы - поэмы, дастаны, сказания (создаются жомокчу; исполняются иногда в сопр. кыяка, реже комуза). Нар.-проф. творчество акынов охватывает разл. песенные жанры, в т. ч. песни-восхваления (мактоо), песни-поучения (санат), малый эпос, инстр. музыку (зачастую выступают как авторы инстр. пьес). Инструментальное нар.-проф. творчество устной традиции (кю) включает программные пьесы (чаще миниатюры), основанные на мелодиях популярных песен, композиции с сюжетным типом программности, сопровождающиеся словесными комментариями (чаще пьесы для кыяка), а также драматургически развитые непрограммные пьесы (в т. ч. камбаркан, кербез, ботой, шынгырама) и др. Среди известных манасчи - Сагымбай Орозбаков, Саякбай Каралаев; акынов - Токтогул Сатылганов, Калык Акиев, Алымкул Усенбаев; ырчи - Атай Огомбаев, Муса Баетов; кошокчу - Бурма (мать Токтогула Сатылганова); куудулов - Куйручук, Ш. Термечиков; среди инструменталистов: комузчи - Ниязалы, Жолбун; кыякчи - Мураталы Куренкеев, Саид Бекмуратов; чоорчу - Куренкей Белеков (отец Мураталы Куреикеева), Асанбай Каримов; сурнайчи - Тайгожо Бучуков, Жунусалы Куттубаев. После Окт. революции 1917 творчество нар. музыкантов наполнилось новым содержанием. Созданы произв. о В, И. Ленине (в т. ч. кю Токтогула Сатылганова "Памяти В. И. Ленина"), о Родине, борьбе за мир, дружбе народов. Первым колхозам посвятили пьесы К. Орозов ("Колхозный камбаркап"), Ы. Туманов ("Колхозное оружие"), появились песни о комсомольцах и др. В 1925 началась работа по собиранию и изучению кирг. муз. фольклора. В Москве были опубликованы сборники записей А. В. Затаевича, В. С. Виноградова. С 1964 записями песен, их расшифровкой и публикацией занимается фольклорный кабинет СК Кирг. ССР. В развитии кирг. проф. муз. культуры активное участие приняли рус. сов. композиторы, в т. ч. П. Ф. Шубин, В. А. Власов, В. Г. Фере, М. Р. Раухвергер. Отрывок из сочинения для комуза Токтогула Сатылганова "Памяти В. И. Ленина". В 1930-х гг. осваиваются новые для К. м. жанры. Драм. пьесы, насыщенные нар. песнями, а также муз. драмы "Золотая девушка" Власова и Фере (1937), "Не смерть, а жизнь" Власова, Малдыбаева и Фере (1938, обе - в Кирг. муз. драм. театре, с 1942 - Кирг. театр оперы и балета) и др. способствовали становлению кирг. оперы. В 1939 была осуществлена пост. первой кирг. оперы "Лунная красавица" Власова, Малдыбаева и Фере, в 1940 пост. "Токтогул" Веприка. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 написаны оперы "За счастье народа" Власова, Малдыбаева и Фере, "Патриоты" Власова, Малдыбаева и Фере (обе - 1941), "Золотой чуб" Раухвергера (1942; 2-я ред. 1976). Среди опер послевоен. периода: "Манас" (1946), "На берегах Иссык-Куля" (1951) Власова, Малдыбаева и Фере, "Айдар и Айша" Аманбаева и Германова (1952), "Молодые сердца" Абдраева (1953), "Токтогул" Малдыбаева, Абдраева (1956), "Белый сокол" Ряузова (1957), "Токтогул" Власова, Малдыбаева и Фере (1958), "Мурат" Книппера (1959), "Джамиля" Раухвергера (1961), "Сердце матери" Германова (1963), "Олжобай и Кишимжан" Абдраева (1965), "За час до рассвета" Власова и Фере (1967), "Перед бурей" Абдраева (1974), "Михаил Фрунзе" Власова, рок-опера-балет "Диалог" Гусева (обе - 1984). Первые кирг. балеты были написаны в 1940-х гг. Среди них: "Анар" (1940; 2-я ред. 1950; 3-я - 1957) и одноактный балет "Качели" Власова и Фере (1943), "Чолпон" Раухвергера (1944; 2-я ред. 1953; 3-я - 1958). Затем создаются "Весна в Ала-Тоо" Власова и Фере (1955), "Куйручук" Молдобасанова и Окунева (1960; 2-я ред. 1965; 3-я ред. Молдобасанова, 1977), "Асель" Власова (1967), "Асан-космонавт" Фефермана (1968). Прочное место в нац. репертуаре занял балет-оратория "Материнское поле" Молдобасанова (1975), поставленный также и за рубежом. Созданы детские балеты "Мальчиш Кибальчиш" Полуэктова (1979), "После сказки" ("Белый пароход") Джумабаева (1981). Популярность завоевали муз. комедии "Кто что сделал" Абдраева, Аманбаева, Малдыбаева и Тулеева (1943), "Холостяки" Амаибаева (1961; 2-я ред. Б. Г. Глухова, 1974), "Осторожно, невеста" Давлесова (1970) и др. Первые симф. произв. написаны в 40-50-х гг. на основе кирг. фольклора Н. П. Раковым, В. Г. Фере, В. А. Власовым. Среди симф. соч. кирг. композиторов: сюита Медетова (1952), "Танцевальная сюита" Аманбаева (1955), "Воспоминание об аиле" Эрматова (1955), "Праздничные наигрыши" Абдраева, Малдыбаева (1958); симфонии - 1-я (1961) и 2-я ("Атай", не окончена) Тулеева, симфония Джаныбекова (посв. Токтогулу, 1967), "Ак-Меёр" С. Осмонова, "Эпическая" Джумабаева (обе - 1974), симфония Т. Чалапинова (1976); симф. поэмы В. А. Власова, А. Тулеева, Т. Э. Эрматова, А. Д. Джаныбекова, М. А. Абдраева, Ж. А. Малдыбаевой, А. Мурзабаева, В. М. Романа, М. Бегалиева. Кантатно-ораториальный жанр получил развитие в творчестве М. А. Абдраева, А. Аманбаева, Н. Д. Давлесова, Ч. Джумаканова, А. Малдыбаева, С. Медетова, К. М. Молдобасанова, А. Тулеева, Т. Э. Эрматова. В развитие кам.-инстр. жанра внесли вклад М. А. Абдраев, А. А. Аманбаев, С. Бактыгулов, М. Бегалиев, Б. Г. Глухов, В. И. Гусев, М. Г. Бурштин, А. Д. Джаныбеков, А. Джеенбаев, К. М. Молдобасанов, С. Медетов, С. Осмонов, А. Тулеев, Т. Э. Эрматов. Многие композиторы республики работают в хор. жанре и жанре массовой песни. Среди исполнителей: дирижёры - нар. арт. СССР А. Джумахматов, К. Молдобасанов, нар. арт. Кирг. ССР Н. Давлесов; певцы - нар. арт. СССР С. Киизбаева, А. Малдыбаев, Б. Минжилкиев, X. Мухтаров, А. Мырзабаев, К. Сартбаева, Т. Сейталиев, нар. арт. Кирг. ССР А. Боталиев, А. Куттубаева, К. Чодронов, М. Махмутова, М. Мустаева, Е. А. Молчанова, И. Деркембаева, М. Темирбеков, К. Эшимбеков, С. Токтоналиев, А. Джумабаев, С. Бекмуратова. В Киргизии функционируют (1988): Кирг. театр оперы и балета (1942, Фрунзе), Муз.-драм. театр (Нарын, 1946); филармония (1936), детская филармония (1986); симф. орк. Кирг. радио и ТВ (1970), оркестр нар. инстр. (1936), ансамбль комузистов (1938); Респ. науч.-методич. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы (1979); СК Кирг. ССР (1939); Кирг. институт искусств (1967, все - во Фрунзе), муз. училища, св. 130 муз. школ.
Виноградов В., Музыка Сов. Киргизии, М., 1939; его же, Кирг. нар. музыка, Фр., 1958; его же, Муз. наследие Токтогула, М., 1961; Кирг. муз. фольклор, М.-Л., 1939; История музыки народов СССР, т. 1-5, М., 1970-74; 3атаевич А. В., Кирг. инстр. пьесы и напевы, М., 1971; История кирг. искусства, Фр., 1971; Янковский В. В., Муз. культура Сов. Киргизии (1917-1967), Фр., 1982; Дюшалиев К., Кирг. нар. песня, М., 1982. Л. И. Пателиреиз.


Навигация: [К] [КИ] [кипоренко-доманский] [кипп] [кипра музыка] [киргизский театр оперы и балета] [кирейко] [киреску]

(с) Музыкальный словарь