музыкальный словарь
Музыкальные статьи по алфавиту

ФИНЛЯНДИИ МУЗЫКА

     Древнейшие формы фин. фольклора - песенные импровизации йойку (родств. саамским и карельским), заговоры, заклинания, плачи, пастушьи и охотничьи наигрыши на свирелях, рожках (родств. карельским). Наиб. значит. часть архаич. фольклора - карело-финские руны, в 17-19 вв. вытесненные зап.-европ. (гл. обр. шведским) влиянием. Среди старинных фин. инструментов: 5-струн. щипковый кантеле, струн. смычковый йоухикко, разл. духовые. С 17 в. распространялись швед.-нем. нар. песни; баллады, песни типа частушки пиирилейкки, танцы полска, менуэт, мазурка, полонез, вальс и др. Существ. место в крестьянском и гор. быту 19-20 вв. занимает инстр. ансамблевое музицирование; в ансамбли входят (в разл. сочетаниях) скрипка, кларнет, многострун. кантеле, фисгармония, контрабас и др.
Развитие проф. музыки в Финляндии в 12-16 вв. происходило гл. обр. в русле зап.-европ. католич. культуры (григорианское пение); с сер. 16 в. распространился протестантский хорал. Светская музыка начала развиваться с кон. 18 в. в Турку (Або) - административном и культурном центре Финляндии. Были организованы первые муз. общества, проводились публичные концерты, с сер. 19 в. важную роль в культурной жизни Финляндии играли муж. хоры (созданные по образцу лидертафелей). С нач. 19 в. гастролировали итал. и нем. оперные труппы. Первые проф. комп. Э. Тулиндберг (кам.-инстр. соч.) и Ф. Пасиус (оперы, зингшпили, Нац. гимн) работали в русле нем. муз. традиций.
Подъём нац. самосознания в сер. 19 в. способствовал пробуждению интереса к прошлому страны, её нац. традициям, фольклору. Публикация текстов карело-фин. рун (сб. "Калевала", изд. Э. Лёнротом, 1-е изд. - 1835, полн. изд. - 1849) стала важным этапом в развитии фин. культуры. Первыми к фин. фольклору, в т. ч. к сюжетам "Калевалы", обратились А. Ингелиус (симфония, 1847) и Ф. Шанц (симфоническая увертюра "Куллерво", 1860). Основоположники фин. проф. муз. школы - комп. и педагог М. Вегелиус (симфония, вок., хор. музыка; увертюра "Даниэль Хьюрт", 1872) и комп., дирижёр, педагог Р. Каянус ("Смерть Куллерво" для орк., 1881; симфония с хором "Айно", 1885, и др.), которые также в своих соч. использовали нац. фольклор. Культурным центром Финляндии наряду с Турку стал Хельсинки, где Вегелиус в 1882 основал Муз. институт (с 1924 - консерватория, с 1939 - Муз. академия им. Я. Сибелиуса), Каянус в 1882 - Филармонич. общество (на его основе в 1914 создан Гор. оркестр). С 1881 проводятся нац. Певч. праздники.
Крупнейший финcкий композитор, поднявший Ф. м., на уровень лучших художеств. достижений мировой муз. культуры, - Я. Сибелиус, работавший преим. в области симф. музыки (7 симфоний, поэмы и др.). Его творчество оказало сильнейшее влияние на последующее развитие Ф. м. В 1-й пол. 20 в. выдвинулись комп. У. Клами, Э. Мелартин, А. Мериканто, С. Палмгрен, а также Т. Куула и Л. Мадетоя, творчество которых отличается нац. самобытностью и близко позднему романтизму (как и творчество И. Кильпинена).
В Ф. м. после 1945 сосуществовали нац. направление, развивающее гл. обр. традиции Я. Сибелиуса, и разл. течения авангардизма. Среди композиторов 1950-80-х гг.: Э. Бергман, Й. Кокконен, Т. Кусисто, Т. Мартинен, У. Мерилайнен, П. X. Нордгрен, Э. Раутавара, М. Раутио, А. Саллинен, С. Салонен, Э. Сальменхара, Л. Сегерстам, Я. Сермиля, П. Хейнинен, Э. Энглунд, Б. Юхансон. Среди крупнейших фин. исполнителей: дирижёры - Г. Шнефохт, А. Ярнефельт, Т. Ханникайнен, Ю. Ялас, М. Симиля, П. Берглунд, О. Каму, Л. Сегерстам; певцы - А. Фострём, И. Экман, М. Ярнефельт-Палмгрен, А. Акте, X. Гранфельт, А. Раутавара, X. Линдберг, М. Лехтинен, М. Тальвела, Т. Краузе. Среди музыковедов: И. Крон, А. Лаунис, А. О. Вяйсяыен (фольклористы), Э. Тавастшерна, Н. Э. Рингбум, В. Хеласвуо, Э. Сальменхара, Я. Сермиля.
Муз. жизнь сосредоточена в Хельсинки, где работают: Фин. опера (1914, осн. в 1911 как Нац. оперный театр); орк. Радио (1927), хор Радио (1940), Квартет им. Я. Сибелиуса (1927), Кам. оркестр г. Хельсинки (1953), струн. квартет "Voces intimae" (1971); Ассоциация фин. композиторов (1945); Нар. консерватория (1922), Академия музыки им. Я. Сибелиуса (1939), муз. институты в Лахти, Тампере, Ювяскюля, Хяменлинне, Куопио, Институт по изучению фольклора в Каустинене (1970). Издаётся журн. "Musiikki" (с 1947). Проводятся Междунар. конкурс скрипачей им. Я. Сибелиуса (с 1965), муз. фестивали в Хельсинки ("Неделя Сибелиуса", с 1951), Турку (с 1960), Дни культуры в Ювяскюля (с 1956), Дни музыки в Савонлинне, Фестиваль нар. музыки в Каустинене. Функционируют Многочисл. самодеят. исполнит. коллективы, в т. ч. студенческие, детский хор "Тапиола" (с 1963).
Евсеев В. Я., Историч. основы карело-фин. эпоса, кн. 1-2, М.-Л., 1957-60; Heliste P., Finnish folk music, Hels., 1973; Sermilа J., Finland's composers..., Hels., 1976.


Навигация: [Ф] [ФИ] [финал] [финалис] [финдейзен] [фиоритура] [фиркушни] [фисгармония]

(с) Музыкальный словарь