музыкальный словарь
Музыкальные статьи по алфавиту

ЕГИПТА МУЗЫКА

     Арабской Республики Египет музыка. Е. м. - одна из развитых ветвей арабской музыки. Корнями она уходит в глубокую древность (см. Древнего Египта музыка). До наших дней сохраняет значение развивавшаяся в течение мн. веков традиц. музыка. Ее осн. жанры - трудовые песни (в т. ч. рыбацкие), лирич. (мауали), свадебные, похоронные, песни на день рождения (с а б у), танц. песни с хлопками (каф-аль-араб), а также характерные для Верх. Египта эпич. песни-сказания. Мелодика песен Ниж. Египта основана на 7-ступенных звукорядах, включающих, микроинтервалику, почтя на всей остальной территории Египта (как у арабов, так и у берберов, нубийцев и др.) преобладает пентатоника. Из муз. инструментов бытуют мизмар (тип лютни), аргуль (двойной кларнет), флейты (часто под назв. саламийя), барабаны дарабукка или хока, табл балади (большой барабан), а также рикк (бубен), кусат (тарелочки). В связи с арабизацией Е. м, (с 7 в. началось завоевание Египта арабами) появились араб. муз. инструменты - уд, ребаб, канун (струнный щипковый), най и др. Складывались основы муз. теории, связанной с арабской. Сформировалась система макамов - макамат. Метроритмика Е. м. опирается гл. обр. на принцип ритмоформул - вазн (насчитывается ок. 100 вазн). В эпоху средневековья получили распространение разл. виды светской араб. классич. музыки, сохранившиеся в муз. практике поныне: вок. жанры - касыда, мувашшах, инструментальные - таксим и др. В 16-19 вв. под влиянием тур. культуры (в 1517 Египет был присоединён к Османской империи) в муз. практику входят инстр. ансамбли тахт. В 19 в. в Е. м. проникли элементы европ. муз. культуры. Одним из важнейших муз. жанров становится дор (развёрнутая вок. композиция). Произв. этого жанра исполняются певцом-мутрибом (обычно он же автор музыки), инстр. ансамблем и хор. группой. Были созданы муз. школы, где преподавали европейцы. В 1869 в Каире открылся первый на Афр. континенте оперный театр, в котором выступали артисты из европ. стран (в 1871 здесь пост. опера "Аида", написанная Дж. Верди по заказу егип. пр-ва). В кон. 19 - нач. 20 вв. в муз. жизни особую роль приобрели концерты; возникли новые конц. жанры, в т. ч. в ас л а (циклич. композиция). В 1910-20-х гг. складывается жанр араб. оперетты, крупнейшим мастером которой был комп. С. Дервиш. В 1914 в Каире основан муз. клуб, преобразованный впоследствии в Школу вост. музыки (с 1929 - Институт араб. музыки), в 1927 - Муз. общество Египта. В 1930-х гг. появились муз. к.-ф., создававшиеся при участии певца, композитора, киноактёра и реж. М. Абд аль-Ваххаба, певицы У. Кульсум. В 1932 в Каире состоялся 1-й конгресс араб. музыки, выдвинувший задачи сохранения, изучения и пропаганды араб. музыки, стимулировавший развитие муз. образования. В 1940-50-х гг. формируется проф. комп. школа (в 1955 осн. Союз проф. музыкантов): А. Б. Хайрат, М. Р. Гарана, Г. А. Рахим и др. Во многих их произв. сочетаются егил. нац. интонационность и образность с зап.-европ. техникой композиции. После Июльской революции 1952 муз. жизнь Египта оживилась. Нац. муз. кадры готовят: Каирская коис. (осн. в 1959), Институт араб. музыки, Каирский институт муз. воспитания, Александрийский филиал Каирской конс. и др. Получили развитие патриотич. политич. песни (один из её создателей - Шейх Имам). В 1960-70-х гг. под влиянием евро-амер. музыки возникли разл. формы популярной музыки, особенно в городах. Созданы исполнит. коллективы, в т. ч. оперная и балетная труппы Каирского оперного театра, симф: оркестр Каирского радио, оркестр араб. классич. музыки, Егип. нац. труппа нар. искусства и др. В 1970-80-х гг. активизировалась деятельность по собиранию и изучению традиц. наследия (этому способствует Центр фольклорных исследования при Мин-ве культуры и информации).
Xавас Э. - С. М. А., Совр. араб. вар. песня, М., 1970; Валяя И., Очерки араб. музыка, М., 1977; Touma Н. Н., Die Musik der Аrаbеr, Wilhelmshaven, 1975. О. В. Русанова.


Навигация: [Е] [ЕГ] [егилзарян] [егоров] [егоров] [егудин]

(с) Музыкальный словарь